Skip to content

Виды электронной подписи

Виды электронной подписи

Федеральный закон 63-ФЗ выделяет три вида ЭП:

Простая (ПЭП) — это пара «логин/пароль», комбинация символов или код доступа, присылаемый в смс. Такая подпись подтверждает авторство, но не гарантирует, что документ не был изменен. В СБИС простая ЭП есть у всех пользователей. Ей можно подписать инструкцию, внутренний этап бизнес-процесса, файл, приложенный к задаче, проекту и прочим операциям, а также загруженный на СБИС Диск. Неизменность документа, подписанного ПЭП, контролирует СБИС.

Неквалифицированная (НЭП) — обладает более высокой степенью защиты, чем простая ЭП, так как формируется с помощью СКЗИ. Неквалифицированную подпись может выдать любой удостоверяющий центр. Она позволяет идентифицировать владельца и защищает подписанный документ от изменений. НЭП можно подписывать первичные документы и использовать для внутреннего ЭДО.

Квалифицированная (КЭП) — выдается только аккредитованным удостоверяющим центром. КЭП считается самой защищенной, так как формируется с помощью СКЗИ, сертифицированной ФСБ. Документы, подписанные квалифицированной ЭП, имеют юридическую силу, а электронная подпись в них приравнивается к собственноручной. Квалифицированная ЭП используется для сдачи отчетности, в электронном документообороте и торгах.

В зависимости от того, как формируется ЭП под документом, можно выделить несколько форматов подписи: присоединенная, отсоединенная и усовершенствованная.

Основные отличия электронных подписей

Простая электронная подпись

Простая подпись подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, однако не гарантирует неизменность файла после подписания (п. 2 ст. 5 63-ФЗ). Такая электронная подпись создается с помощью одноразовых паролей или других средств. Например, простая ЭП — это одноразовый пароль, который банк отправляет вам в смс. Простую электронную подпись легко «получить» и применять: записываться к врачу, вставать в очередь на получение документов и т.д.

{% echarts 400 '85%' %} { tooltip: { trigger: 'item', formatter: '{a}
{b}: {c} ({d}%)' }, legend: { orient: 'vertical', left: 10, data: ['из себя представляет код, логин/пароль', 'Способ получения: Самостоятельно, при регистрации на сайте', 'Защита подписанного документа: Не защищает документ от подделки', 'Юридическая значимость: Требует соглашения о признании', 'Где хранятся: На любом носителе', 'Кем и когда используется: ЮЛ, ИП и физлицами — в клиент-банках, на различных сайтах (интернет-магазины, портал госуслуг, интернет-услуги и др.)', 'из себя представляет код, логин/пароль'] }, series: [ { name: 'DATA SCIENCE LIFECYCLE', type: 'pie', radius: ['50%', '70%'], avoidLabelOverlap: false, label: { show: false, position: 'center' }, emphasis: { label: { show: true, fontSize: '30', fontWeight: 'bold' } }, labelLine: { show: false }, data: [ {value: 333, name: 'из себя представляет код, логин/пароль'}, {value: 333, name: 'Способ получения: Самостоятельно, при регистрации на сайте'}, {value: 333, name: 'Защита подписанного документа: Не защищает документ от подделки'}, {value: 333, name: 'Юридическая значимость: Требует соглашения о признании'}, {value: 333, name: 'Где хранятся: На любом носителе'}, {value: 333, name: 'Кем и когда используется: ЮЛ, ИП и физлицами — в клиент-банках, на различных сайтах, интернет-магазины, портал госуслуг, интернет-услуги и др.'} ] } ] }; {% endecharts %}

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки. Подписанный с ее помощью документ заменяет бумажный документ только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон. Удостоверяющий центр (УЦ) не обязан дополнительно подтверждать неквалифицированную подпись (как это происходит в случае с квалифицированной).

Неквалифицированную подпись может выдать и аккредитованный, и неаккредитованный УЦ. Документы, которые нужны для получения подписи и порядок ее получения, устанавливает сам УЦ и контрагенты, которые будут использовать НЭП.

{% echarts 400 '85%' %} { tooltip: { trigger: 'item', formatter: '{a}
{b}: {c} ({d}%)' }, legend: { orient: 'vertical', left: 10, data: ['Что из себя представляет, как выглядит: Ключ, хранящийся на USB-носителе', 'Способ получения: В любом УЦ', 'Защита подписанного документа: Защищает документ от подделки', 'Юридическая значимость: Требует соглашения о признании', 'Где хранятся: На любом носителе', 'Кем и когда используется: ЮЛ и ИП — при электронном документообороте внутри компании и среди контрагентов (если это закреплено в договоре)', 'Что из себя представляет, как выглядит: Ключ, хранящийся на USB-носителе'] }, series: [ { name: 'DATA SCIENCE LIFECYCLE', type: 'pie', radius: ['50%', '70%'], avoidLabelOverlap: false, label: { show: false, position: 'center' }, emphasis: { label: { show: true, fontSize: '30', fontWeight: 'bold' } }, labelLine: { show: false }, data: [ {value: 333, name: 'Что из себя представляет, как выглядит: Ключ, хранящийся на USB-носителе'}, {value: 333, name: 'Способ получения: В любом УЦ'}, {value: 333, name: 'Защита подписанного документа: Защищает документ от подделки'}, {value: 333, name: 'Юридическая значимость: Требует соглашения о признании'}, {value: 333, name: 'Где хранятся: На любом носителе'}, {value: 333, name: 'Кем и когда используется: ЮЛ и ИП — при электронном документообороте внутри компании и среди контрагентов (если это закреплено в договоре)'} ] } ] }; {% endecharts %}

Квалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – самая широко применяемая и регулируемая из всех трех видов подписи по федеральному закону № 63-ФЗ. Документ, подписанный с помощью сертификата КЭП, приравнивается к документу, который собственноручно подписан физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица.

Именно КЭП открывает владельцу максимум возможностей для работы на электронных торговых площадках и информационных ресурсах. Она подходит для работы на государственных электронных порталах и получения финансовых услуг, для организации закупок в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, участия в коммерческих торгах и торгах по реализации имущества банкротов.

Выдать КЭП может только аккредитованный УЦ. Как правило, сертификат КЭП действует 12 месяцев. Некоторые УЦ, например УЦ СКБ Контур, могут выпускать сертификаты сроком действия 15 месяцев. Когда срок действия сертификата заканчивается, поставленные с его помощью подписи остаются юридически значимыми (если иного не установил суд).

{% echarts 400 '85%' %} { tooltip: { trigger: 'item', formatter: '{a}
{b}: {c} ({d}%)' }, legend: { orient: 'vertical', left: 10, data: ['Что из себя представляет: Ключ, созданный с помощью криптографических средств, сертифицированных ФСБ РФ. Записывается на USB-носитель', 'Способ получения: В аккредитованном УЦ', 'Защита подписанного документа: Защищает документ от подделки', 'Юридическая значимость: Равна собственноручной подписи', 'Где хранятся: На защищенном носителе (Рутокен, eToken)', 'Кем и когда используется: ЮЛ и ИП — при подписании первичных и налоговых документов, при подтверждении окончательных решений по электронным торгам и др.', 'Что из себя представляет: Ключ, созданный с помощью криптографических средств, сертифицированных ФСБ РФ. Записывается на USB-носитель'] }, series: [ { name: 'DATA SCIENCE LIFECYCLE', type: 'pie', radius: ['50%', '70%'], avoidLabelOverlap: false, label: { show: false, position: 'center' }, emphasis: { label: { show: true, fontSize: '30', fontWeight: 'bold' } }, labelLine: { show: false }, data: [ {value: 333, name: 'Что из себя представляет: Ключ, созданный с помощью криптографических средств, сертифицированных ФСБ РФ. Записывается на USB-носитель'}, {value: 333, name: 'Способ получения: В аккредитованном УЦ'}, {value: 333, name: 'Защита подписанного документа: Защищает документ от подделки'}, {value: 333, name: 'Юридическая значимость: Равна собственноручной подписи'}, {value: 333, name: 'Где хранятся: На защищенном носителе (Рутокен, eToken)'}, {value: 333, name: 'Кем и когда используется: ЮЛ и ИП — при подписании первичных и налоговых документов, при подтверждении окончательных решений по электронным торгам и др.'} ] } ] }; {% endecharts %}

Формат электронной подписи

Контрагент или торговая площадка может попросить вас прислать подписанный документ. В первую очередь, уточните, какой формат подписи требуется:

  • присоединенная (совмещенная, прикрепленная) — подпись содержится внутри документа, вы отправляете контрагенту или загружаете на ЭТП один файл. Например, присоединенная ЭП формируется при подписании отчета в ФСРАР. Также ЭП можно прикрепить к документу формата .doc, .docx, *.pdf и электронному письму. Открыть такой файл и проверить ЭП можно только в той программе, где он был подписан;
  • отсоединенная (открепленная) — создается отдельный файл подписи, который нужно отправлять вместе с документом;
  • усовершенствованная — содержит данные не только об авторе подписи, но и о точном времени подписания, а также статусе ЭП на тот момент. Может быть как отсоединенной, так и присоединенной.

Для подписания документа в любом из этих форматов подойдет как квалифицированная, так и неквалифицированная ЭП.